среда, 20 апреля 2011 г.

Казанская улица дом 37

Казанская улица дом 37 - один из самых известных усадеб на берегу Мойки с 1750-х мани принадлежала фельдмаршалу графу Ивану Григорьевечу Чернышеву. Построенный по проекту приехавшего из Мери ж а архитектора Жана Батиста Мишеля Баллен-Деламота «иир» п а последствии был перестроен для старшей дочери им-Цррашра Николая I Марии Николаевны — это хорошо всем

По доверенности Ивана Григорьевича Черны-им «место, состоящее в Мещанской улице позади графскогокаменного дома», было продано немецкого цеха седельному мастеру Ягану Шейлину. В купчей упоминается старший брй! Ивана Григорьевича генерал-аншеф Захар Григорьевич Черны шев, очевидно, оформивший эту продажу. Яган (Иван) Фрид рих Шейлин построил на своем дворе каменный дом и деревни ные служебные постройки и жил здесь почти четверть века.

В 1789 году Шейлин продал свой двор кузнечного ц(*хя мастеру Иогану Готтлибу Гасту. Как было принято, у Гама были жильцы. В 1803 году здесь жил мастер часовых футе ляров Зандер. В 1809 году по этому адресу записаны дна tn лантерейных мастера Балтазар Стефаниц и Иван Фрунк, дан живописца Христиан Готфрид Баннер и Иван Готлиб Панпжн В 1813 году дом еще принадлежал Гасту, а в 1820 году его )ии зяином был уроженец Тюрингии, мастер санкт-петербургском! перчаточного цеха, или, как его еще называли, «замшевый маг тер» Михаил Андреевич Бюхнер, 45 лет от роду. Женат он Пьи на Терезе-Марии-Софии Ландграф. Наверное, в доме

по мастерская и лавочка для продажи изготовленных изделии. По п кроме того, здесь шла оживленная торговля. В 1825 году братья Фатер продавали «недавно привезенные из Голландии М неточные луковицы всех сортов, кустарники и плодоносные /и репья». В 1826 году виноторговец И. А. Логен предлагал получать у него по прейскуранту зельтерскую и другие воды • черпанные нынешнего года, по 80 копеек за кувшин и свежее и романское масло в больших бутылках по 2 рублей 50 копеек, ранно как всякого сорта напитки в больших бутылках».

И 1837 году этом доме размещалась контора железной дороги, железнодорожное сообщение только начинало дей-I топать. Жил здесь фридрихсгамский купец Генрих Ранигер. Предлагала свои услуги снимавшая в этом доме квартиру инициальная бабка Марья Бика. Акушерство считалось тогда единственной официально допустимой женской медицинской I нецнальностью, неслучайно на Большой Мещанской улице в a ipe< пой книге 1837 года указаны адреса 6 представительниц мой профессии.

По табелю 1846 года дом купца Бихнера (так стали пи-«an, иу фамилию) — каменный двухэтажный с подвалом и ме тмином. Таким же он был еще в 1859 году. Владел им тогда нам перчаточного мастера Александр Михайлович (Алек-мм;ф Готлиб) Бихнер. Тогда произведена перестройка дома, ни и гроен 3-й этаж и изменена отделка фасада. Во дворе Мм фоеп четырехэтажный флигель. Эти работы производил м1Фецер-архитектор Генрих Богданович Гримм, архитектор мрм/н кой управы.

А /мчссандр Бихнер был придворным аптекарем и занимал в нчшую квартиру в Зимнем дворце под №94. А свой дом I им и, 1опал как доходный. В 1867-1868 году в доме Бихнера мним помещение золотых дел мастер Александр Павлович HHI

Когда Александр Бихнер получил в наследство дом, он о I чип коллежского асессора, а после его смерти в 1875 ц\ по жена Александра Ивановна именовалась вдовой дей-им м анного статского советника. В 1895 году владельцем стал
их сын титулярный советник Евгений Александрович Бихнер, Среди тех, кто снимал тогда в этом доме квартиры, был чиновник Департамента неокладных сборов, как и хозяин дома, в чине титулярного советника, но с интересной фамилией -Александр Николаевич Полисмен.

В Петербурге существовало много ювелирных мастерских. Квалифицированные мастера сотрудничали с фирмой Фаберже. С 1870 года жил в Петербурге золотых дел мастер Август-Фредерик Хольминг (Гольминг). В 1880-1890-х годах его мастерская находилась на Казанской улице в доме №35. С 1895 года он был связан по работе с Фаберже. После его смерти в 1903 году мастерскую возглавил старший сын А а густ-Вяйно Хольминг. В том же 1903 году в доме №35 открылась еще одна ювелирная мастерская Андерса Иоганна Невалайнена, его сын Иоганн Генрихович (Андреевич) был подмастерьем серебряного цеха.

В 1906 году сын академика, профессора Академии Ху* дожеств Д. И. Гримма, также академик архитектуры Герман Давидович Гримм устроил новый парадный подъезд на лице вом фасаде и произвел ремонтные работы в главном доме и дворовых флигелях.

Евгений Александрович Бихнер в эти годы состоял де путатом от дворянства губернским гласным Гдовского уезда Последней владелицей дома до 1917 года была его жена Ком станция-Луиза (Констанция Оскаровна) Бихнер.

В период НЭПа оживилась частная инициатива не только в торговле. В 1925 году в доме №35 жил врач Герман Генрихи вич Гентер, занимавшийся, очевидно, частной практикой.

Дом №35 четырехэтажный, как значительная часть жилки зданий на Казанской улице. Он явно делится на две части низко расположенный 1-й этаж и рустованный 2-й этаж ни перечная тяга отделяет от верхней части здания. Высокий ворота в центре прорезают эти два этажа. В третьем эти ар в центре выделяются три окна с полукруглыми сандриками Выделяется дом и тоном фасада, более ярким и нарядными по сравнению с соседями.
Дома под №37 на Казанской улице не существует. Между Пиковыми стенами домов №35 и 39 неширокий проход ведет и I аубь квартала, и там на одноэтажном здании, которое нель-1м назвать жилым домом, укреплен номерной знак — №37. И чем же тут дело?

1)та территория, как и места соседних домов, составляла час п. усадьбы графа Чернышева. После продажи отрезанных hi усадьбы участков на Большой Мещанской улице и Возни (ч 1С ком проспекте сад и служебные постройки во дворе у» адьбы оказались внутри квартала, поэтому и был оставлен hi ate троенным небольшой кусок по улице, дававший свободны п проезд во двор. Этот проезд сохранялся и при последующих переменах.

В 1797 году умер граф Чернышев, после чего не раз мр нялись владельцы дворца, его назначение и его облик. С 1823 года здесь размещалось военное учебное заведение IIIко ла гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеро! В ней учился Михаил Лермонтов. Для нужд школы на тер ритории бывшей усадьбы Чернышева были расширены иди перестроены конюшни, кузница, а в 1828 году по проекту архитектора Александра Егоровича Штауберта, автора здапиМ казарм разных полков, было построено здание манежа.

В этом манеже проходили учения юнкеров, о чем нано минает шутливое стихотворение Лермонтова «Юнкерека* молитва», в котором он упоминает командира Кавалерийски го эскадрона Алексея Степановича Стунеева, непочтителен» называя его «Алеха»

Царю небесный! Спаси меня От куртки тесной, Как от огня. От маршировки Меня избавь, В парадировки Меня не ставь. Пускай в манеже Алехин глас Как можно реже Тревожит нас.

После того как в 1839-1844 годах по проекту архитекш ра Андрея Ивановича Штакеншнейдера был построен Ми риинский дворец, в «Атласе 13 частей Санкт-Петербург* Н. Цылова (1849 года) незастроенный участок между домами на Большой Мещанской улице назван «проезд к Мариииеком* дворцу». В 1884 году у сыновей Марии Николаевны даоргн приобрела казна. В 1885 году в нем разместился Государ ственный совет российской империи, и в 1891 году учаеми дома № 37 записан принадлежащим Государственному соне и
II следующем году часть усадебных строений была передана Носимому министерству.

Эти здания занял один из батальонов лейб-гвардии Стрелкового полка. Во время Крымской войны 1853-1856 годов из крестьян Удельного ведомства, то есть живших на н м'шх, принадлежавших царской семье, был сформирован чеИб-гвардии Стрелковый императорской фамилии батальон. И 1870 году из отдельных воинских соединений была создана 1аардейская Стрелковая бригада. В 1915 году она состояла из четырех полков.

По Адресной книге «Весь Петербург» 1895 года здесь ра 1М(чцался лейб-гвардии Кадровый батальон, которым командовал генерал-майор Алексей Иосифович Дзичканец.

I    ll о отец Иосиф (Осип) Гедеонович Дзичканец был крупным Поенным инженером. По окончании Горного кадетского корну ш, а затем Главного инженерного училища, он строил кре-но< тные сооружения в разных городах. С 1854 года пять лет

II    Г Дзичканец работал в Кронштадте, и по повелению империи >ра Александра II морской батарее на южном фарватере Ймш присвоено название «Дзичканец». Благодаря заслугам Иосифа Гедеоновича его род польского происхождения в IWI2 году получил российское дворянство. Его сын Алексей Иосифович начал службу адъютантом великого князя Владимира Александровича, в 1890-х годах в его ведении был, как мы шаем, резервный кадровый батальон, с 1900 года он — м нерал-лейтенант, начальник 29-й пехотной дивизии. Во ирема Русско-японской войны А. И. Дзичканец состоял в Nei поражении командующего 2-й Маньчжурской армии, в ИИ1/ году в чине генерала от инфантерии уволен от службы

мундиром и пенсией. После начала Первой мировой войны hi i нона нернулся на службу, в 1915-1917 годах состоял при ммОс Днинского военного округа

Женат был Алексей Иосифович на Ольге Феликсовне Но н.чсн< кой. У них родилось четверо сыновей и три дочери, мншн.и, как отец, пошли по военной линии: Борис, Алек-анар н Михаил стали офицерами Егерского полка, Борис
дослужился до генеральского чина. В 1890-х годах А. И. Дзичканец занимал казенную квартиру по месту службы. Черм двор дома № 37 существует выход на Вознесенский проспект к дому № 16. Этот дом также занимает часть бывшей усадьбы Чернышева. Когда во дворце находилась Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в доме № 16 ЖИЛ Алексей Степанович Стунеев, а в 1890-х годах в этом доме ей своим семейством жил А. И. Дзичканец.

В 1897-1898 годах на дворовом участке между домами по Казанской улице, Вознесенскому проспекту и Новому переулку производились работы по реконструкции. В одном из дворовых флигелей находилась церковь Св. Николая Чу дотворца при 3-м ЕИВ Стрелковом полку. Полковую церковь перестроил архитектор Николай Иванович Полешко.

В 1917 году по-прежнему здания на дворовом участке занимал Стрелковый полк, но уже под №8.

В конце 1940-х годов при Ленинградском дворце пионером была создана спортивная школа фигурного катания. Ее ноя главила Нина Борисовна Леплинская, учились в ней Игорь Москвин, Алексей Мишин, Станислав Жук, Нина Монахом и другие будущие мастера и тренеры фигурного катания. J[m тренировок требовались соответственные площади. С 1970 * использовался искусственный каток по адресу — ул. Плеханова, 37.


Комментариев нет:

Отправить комментарий