Казанская улица дом 24 - Дом №24/24/47
Завершает квартал дом, выходящий на 2 улицы и набережную канала Грибоедова: по Казанской и по Гороховой улицам имеет № 24, по набережной - №47.
При Елизавете Петровне без карточной игры не обходятся балы и праздники в царском дворце. Екатерина II особой любви к картам не питала, но они уже прочно вошли в привычки общества. Продажа карточных колод была делом весьма выгодным. Вначале карты ввозили из Франции и Германии, но затем их стали производить в России.
Упомянутая «Депонта» сумела каким-то образом получить разрешение на работу «картошной фабрики» в своем доме.
Унаследовала этот дом ее дочь София Карловна, жена коллеж-I кого асессора Антона Будакова, но дело, начатое ее матерью, продолжать не стала. Значительный по размерам участок перги к vi к знакомому нам уже Егору Торсбергу, который разделил его на три части. О домах № 20 и 22 мы уже говорили.
В старом доме Казанская улица дом 24(нынешнем доме №24) жил сам владелец, ги.пииий придворным врачом. Его портрет в своих записках истпнил нам приехавший в Петербург из Москвы осенью Степан Петрович Жихарев: «Этот Торсберг человек шмечательной наружности: лет пятидесяти, маленький, круг-нчи.кий пузанчик, с такою открытою физиономиею, такой румяный и такого веселого нрава, что совсем не похож на доктора». Жихарев снял в его доме квартиру в три комнаты I небольшой кухней, по двадцати пяти рублей в месяц.
Для yi гройства в нанятой квартире Жихарев купил рублей на ном гораста мебели и посуды. По четвергам у Торсберга собирались знакомые, среди которых бывали, как пишет Жихарев, • и I самых именитейших <...> собратий эскулаповых — лейб медики Век, Фрейганг. <...> Много хорошеньких, миловидных немочек и молодых людей, очень порядочных, из которых многие были расфранчены в пух. <...> Пожилые люди зани-мм./|И('1> игрою в бостон, а молодые бренчали на фортепиано н пели французские романсы и немецкие песни». Прожил /Кихарев в доме Торсберга до весны 1807 года.
11осле Торсберга до 1833 года дом принадлежал надворному еоистнику Михаилу Петровичу Гусятникову. Следующий М'жделец — экспедитор Удельного департамента Василий Л мексесвич Прилуцкий. Еще будучи коллежским советником, и IH09 году снимал квартиру в доме Торсберга, затем купил ног дом и уже сам сдавал в нем квартиры. В 1833 году в газе-и «< '< мерная пчела» (№48 от 2/III) объявлялось о подписке mi собрание русских песен, изданных г-ном Рупини, прожи-мнншем «у Каменного моста на Екатерининском канале в доме и Hi ти гельного статского советника Прилуцкого».
II паи Алексеевич Рупин, певец и композитор, родился в семы- крепостных в деревне Славистове Костромской губернии.
Его барин Петр Иванович Юшков, имевший свой хор и оркестр, заметив способности мальчика, отдал его в ученики московскому певцу итальянцу Мускети. Именно учитель, выпуская своего ученика в свет, переиначил его фамилию в Ру-пини на итальянский лад для привлечения внимания публики. С 1808 года Иван Рупин стал выступать как исполнитель народных песен. В 1811 году, получив вольную, он переехал в Петербург. Помимо выступлений он занимался преподаванием и заслужил славу прекрасного учителя пения. В 1831-1836 годах он выпустил три сборника песен, которые он собрал и аранжировал для голоса, хора с аккомпанементом фортепиано. Сам он сочинил около 50 песен, в том числе ставшие широко известными «Вот мчится тройка удалая», «Ах, не одна-то н поле дороженька», «Не шуми, мати, зеленая дубровушка». С Иваном Рупиным были знакомы и дружески относились к нему петербургские литераторы и музыканты. В его квартире бывали А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Глинка.
Хотим обратить внимание на адрес Ивана Рупини по следующей причине: в своей книге «Пушкинский Петербург» один из крупнейших пушкинистов А. Г. Яцевич называет местом жительства Рупини дом на противоположной, четной стороне Екатерининского канала под №44 по нумерации, принятой с 1860-х годов и существующей ныне. Действительно, Прилуцкий имел дом на углу Екатерининского канала и Спасского переулка, но позднее, в 1840-х годах (Атлас Н. Цы-лова 1849 года), имевший тогда №41 по набережной канала. Однако дом Прилуцкого, указанный в газетном объявлении, имел №44 не по каналу или какой-нибудь улице, а по табелю 1822 года, где указывалась еще поквартальная нумерация, то есть нынешний дом № 24 по Гороховой и Казанской улицам и №47 по каналу Грибоедова.
В 1840 году двухэтажный дом, принадлежавший тогда Ивану Дмитриевичу Черткову, предполагалось надстроить двумя этажами со стороны Гороховой улицы и третьим этажом по Екатерининскому каналу. Кроме этого, сделана каменная пристройка и построены службы во дворе. Проект выполнил
архитектор Александр Христофорович Пель, построивший уже к этому времени дома № 17 и № 19 на Гороховой улице.
И. Д. Чертков (1797-1865), брат Александра Дмитриевича Черткова, историка, любителя древностей, основателя знаменитой Чертковской библиотеки в Москве, был женат на Елене Григорьевне (1800-1832), дочери Григория Александровича < троганова и Анны Сергеевны Трубецкой. В 1851 году дом перешел к дочери Черткова Елене Ивановне, жене генерал-адъютанта, генерала от кавалерии графа Шувалова. В 1862 году она уже во втором браке за Михаилом Васильевичем ()рловым-Денисовым (1823-1863?). Михаил единственный h i шести сыновей героя войны 1812 года Василия Василье-мича Орлова-Денисова, не захотел быть военным, находился на гражданской службе и имел чин коллежского советника. И 1854 году в этом доме снимали квартиры фортепианный мастер Иоган Геккель, бронзовых дел мастер Иоган Кейзер.
В 1862 году Е.И. Шувалова заложила дом «малолетнему /птрянину» Шишкину за 66000 рублей. Сын полковника Нладимира Шишкина Иван родился в 1850 году. Ему достались наследство от умершего коммерции советника Ивана Мисоедова. Естественно, этим наследством распоряжался не | им двенадцатилетний дворянин, а его опекуны, от которых Шувалова и получила ссуду. Но через год она решила пере-шложить дом в кредитном обществе, где она получила ссуду 78000 на 25 лет.
( ной дом Елена Ивановна закладывала и перезакладывала не один раз. 31 августа 1866 года в доме был пожар. Убыток Пыл небольшой — 460 рублей 28 копеек. Кредитное общество I огласилось эти деньги выплатить, и архитектор Э.Г. Юргенс пи • и и детельствовал в 1869 году, что все повреждения исправ-fifiihi. В 1872 году сверх долга кредитному обществу Елена Ииановна одолжила 200000 рублей у своей дочери Елены М и х а й л овны Барятинской.
И 1874 году кредитное общество выдало ей дополнительно I I иг 63 100 рублей. В этом же году архитектор М. Шендека vигличил окна подвального этажа и перестроил лестницу.
125
Он же в 1888 году взамен существовавшей лестницы до чердака устроил новую из несгораемых материалов.
Вести дела с кредитным обществом Е. И. Орлова-Денисо-ва поручила мужу, а управляющим домом состоял статский советник Михаил Васильевич Дмитриев. Хлопот со сдачей квартир было немало. В доме размещались мясная лавка, чайный магазин, позолотная мастерская, часовой магазин, парикмахерская, свечная лавка и, конечно, портерная товарищества И. Дурдина. Были также литография Гейндрихсена и типография Л. Эттингер. Снимала квартиру баварская подданная Бабетта Штер, она потом приобретет собственный дом на Гороховой улице.
Магазин, торговавший молочными продуктами содержала в этом доме семейная фирма Сумаковых, Илларион Алексеевич с сыновьями Федором, Александром и Михаилом. У них было более десятка магазинов на центральных улицах столицы.
Находилась в этом доме мастерская крупного петербургского ювелира Карла Карловича Бланка. Уроженец Гельсиг-нфорса, сохранявший гражданство Финляндии, Карл Бланк еще в 1885 году открыл мастерскую золотых дел на Гороховой улице (дом 36), затем его мастерская была в Зимином переулке. Бланк сотрудничал с фирмой Фаберже, получил почетную должность оценщика Кабинета ЕИВ.
Пожалуй, самое известное предприятие, размещавшееся в этом доме, — аптека Пеля. В 1858 году аптекарь Василий Пель открыл аптеку на 7-й линии Васильевского острова. Его дело продолжили сыновья доктор химических наук Александр Васильевич, руководивший химической лабораторией, и Оскар Васильевич, живший в доме 24 по Гороховой улице и содержавший в этом же доме аптеку. Они основали торговую фирму «Пель профессор, доктор и сыновья». В 1909 году фирма была преобразована А. В. Пелем с сыновьями в торговый дом по торговле аптекарскими товарами. В 1888-1894 годах владелицы дома — дочери Е.И. Шуваловой Е. Барятинская и М. Голицына. В 1897 году дом принадлежал знаменитому
126
•спичечному королю» Василию Андреевичу Лапшину. В. Лапши п организовал у себя на родине в Новгородской губернии производство так называемых «шведских» безопасных спичек. И 1910-х годах акционерное общество «В. А. Лапшин» выпускало в день три миллиона коробок. В Петербурге Лапшину принадлежало несколько домов.
В Путеводителе по Ленинграду 1931 года указана в доме N" 2А аптека им. Плеханова. И сегодня в доме работает аптека, принадлежащая фирме «Петрофарм». В помещении аптеки го хранились старинные шкафы и прилавки из дерева, с ко-юрыми не сочетаются современные витрины, приделанные к старым прилавкам. Над дверью в парадную сохранилась надпись на стекле «Аптека».
До недавнего времени характерной чертой Петербурга Пыла традиционность. Дома и торговые учреждения меняли « моих владельцев, но десятилетиями аптеки, булочные, любимые жителями города кафе оставались на своих местах. Хотелось бы сохранить эту традицию и в будущем.
Завершает квартал дом, выходящий на 2 улицы и набережную канала Грибоедова: по Казанской и по Гороховой улицам имеет № 24, по набережной - №47.
При Елизавете Петровне без карточной игры не обходятся балы и праздники в царском дворце. Екатерина II особой любви к картам не питала, но они уже прочно вошли в привычки общества. Продажа карточных колод была делом весьма выгодным. Вначале карты ввозили из Франции и Германии, но затем их стали производить в России.
казанская ул 24 санкт петербург |
Упомянутая «Депонта» сумела каким-то образом получить разрешение на работу «картошной фабрики» в своем доме.
Унаследовала этот дом ее дочь София Карловна, жена коллеж-I кого асессора Антона Будакова, но дело, начатое ее матерью, продолжать не стала. Значительный по размерам участок перги к vi к знакомому нам уже Егору Торсбергу, который разделил его на три части. О домах № 20 и 22 мы уже говорили.
В старом доме Казанская улица дом 24(нынешнем доме №24) жил сам владелец, ги.пииий придворным врачом. Его портрет в своих записках истпнил нам приехавший в Петербург из Москвы осенью Степан Петрович Жихарев: «Этот Торсберг человек шмечательной наружности: лет пятидесяти, маленький, круг-нчи.кий пузанчик, с такою открытою физиономиею, такой румяный и такого веселого нрава, что совсем не похож на доктора». Жихарев снял в его доме квартиру в три комнаты I небольшой кухней, по двадцати пяти рублей в месяц.
Для yi гройства в нанятой квартире Жихарев купил рублей на ном гораста мебели и посуды. По четвергам у Торсберга собирались знакомые, среди которых бывали, как пишет Жихарев, • и I самых именитейших <...> собратий эскулаповых — лейб медики Век, Фрейганг. <...> Много хорошеньких, миловидных немочек и молодых людей, очень порядочных, из которых многие были расфранчены в пух. <...> Пожилые люди зани-мм./|И('1> игрою в бостон, а молодые бренчали на фортепиано н пели французские романсы и немецкие песни». Прожил /Кихарев в доме Торсберга до весны 1807 года.
казанская ул 24 санкт петербург |
11осле Торсберга до 1833 года дом принадлежал надворному еоистнику Михаилу Петровичу Гусятникову. Следующий М'жделец — экспедитор Удельного департамента Василий Л мексесвич Прилуцкий. Еще будучи коллежским советником, и IH09 году снимал квартиру в доме Торсберга, затем купил ног дом и уже сам сдавал в нем квартиры. В 1833 году в газе-и «< '< мерная пчела» (№48 от 2/III) объявлялось о подписке mi собрание русских песен, изданных г-ном Рупини, прожи-мнншем «у Каменного моста на Екатерининском канале в доме и Hi ти гельного статского советника Прилуцкого».
казанская ул 24 санкт петербург |
II паи Алексеевич Рупин, певец и композитор, родился в семы- крепостных в деревне Славистове Костромской губернии.
Его барин Петр Иванович Юшков, имевший свой хор и оркестр, заметив способности мальчика, отдал его в ученики московскому певцу итальянцу Мускети. Именно учитель, выпуская своего ученика в свет, переиначил его фамилию в Ру-пини на итальянский лад для привлечения внимания публики. С 1808 года Иван Рупин стал выступать как исполнитель народных песен. В 1811 году, получив вольную, он переехал в Петербург. Помимо выступлений он занимался преподаванием и заслужил славу прекрасного учителя пения. В 1831-1836 годах он выпустил три сборника песен, которые он собрал и аранжировал для голоса, хора с аккомпанементом фортепиано. Сам он сочинил около 50 песен, в том числе ставшие широко известными «Вот мчится тройка удалая», «Ах, не одна-то н поле дороженька», «Не шуми, мати, зеленая дубровушка». С Иваном Рупиным были знакомы и дружески относились к нему петербургские литераторы и музыканты. В его квартире бывали А. Пушкин, А. Дельвиг, М. Глинка.
казанская ул 24 санкт петербург |
Хотим обратить внимание на адрес Ивана Рупини по следующей причине: в своей книге «Пушкинский Петербург» один из крупнейших пушкинистов А. Г. Яцевич называет местом жительства Рупини дом на противоположной, четной стороне Екатерининского канала под №44 по нумерации, принятой с 1860-х годов и существующей ныне. Действительно, Прилуцкий имел дом на углу Екатерининского канала и Спасского переулка, но позднее, в 1840-х годах (Атлас Н. Цы-лова 1849 года), имевший тогда №41 по набережной канала. Однако дом Прилуцкого, указанный в газетном объявлении, имел №44 не по каналу или какой-нибудь улице, а по табелю 1822 года, где указывалась еще поквартальная нумерация, то есть нынешний дом № 24 по Гороховой и Казанской улицам и №47 по каналу Грибоедова.
казанская ул 24 санкт петербург |
В 1840 году двухэтажный дом, принадлежавший тогда Ивану Дмитриевичу Черткову, предполагалось надстроить двумя этажами со стороны Гороховой улицы и третьим этажом по Екатерининскому каналу. Кроме этого, сделана каменная пристройка и построены службы во дворе. Проект выполнил
архитектор Александр Христофорович Пель, построивший уже к этому времени дома № 17 и № 19 на Гороховой улице.
И. Д. Чертков (1797-1865), брат Александра Дмитриевича Черткова, историка, любителя древностей, основателя знаменитой Чертковской библиотеки в Москве, был женат на Елене Григорьевне (1800-1832), дочери Григория Александровича < троганова и Анны Сергеевны Трубецкой. В 1851 году дом перешел к дочери Черткова Елене Ивановне, жене генерал-адъютанта, генерала от кавалерии графа Шувалова. В 1862 году она уже во втором браке за Михаилом Васильевичем ()рловым-Денисовым (1823-1863?). Михаил единственный h i шести сыновей героя войны 1812 года Василия Василье-мича Орлова-Денисова, не захотел быть военным, находился на гражданской службе и имел чин коллежского советника. И 1854 году в этом доме снимали квартиры фортепианный мастер Иоган Геккель, бронзовых дел мастер Иоган Кейзер.
В 1862 году Е.И. Шувалова заложила дом «малолетнему /птрянину» Шишкину за 66000 рублей. Сын полковника Нладимира Шишкина Иван родился в 1850 году. Ему достались наследство от умершего коммерции советника Ивана Мисоедова. Естественно, этим наследством распоряжался не | им двенадцатилетний дворянин, а его опекуны, от которых Шувалова и получила ссуду. Но через год она решила пере-шложить дом в кредитном обществе, где она получила ссуду 78000 на 25 лет.
( ной дом Елена Ивановна закладывала и перезакладывала не один раз. 31 августа 1866 года в доме был пожар. Убыток Пыл небольшой — 460 рублей 28 копеек. Кредитное общество I огласилось эти деньги выплатить, и архитектор Э.Г. Юргенс пи • и и детельствовал в 1869 году, что все повреждения исправ-fifiihi. В 1872 году сверх долга кредитному обществу Елена Ииановна одолжила 200000 рублей у своей дочери Елены М и х а й л овны Барятинской.
И 1874 году кредитное общество выдало ей дополнительно I I иг 63 100 рублей. В этом же году архитектор М. Шендека vигличил окна подвального этажа и перестроил лестницу.
125
Он же в 1888 году взамен существовавшей лестницы до чердака устроил новую из несгораемых материалов.
Вести дела с кредитным обществом Е. И. Орлова-Денисо-ва поручила мужу, а управляющим домом состоял статский советник Михаил Васильевич Дмитриев. Хлопот со сдачей квартир было немало. В доме размещались мясная лавка, чайный магазин, позолотная мастерская, часовой магазин, парикмахерская, свечная лавка и, конечно, портерная товарищества И. Дурдина. Были также литография Гейндрихсена и типография Л. Эттингер. Снимала квартиру баварская подданная Бабетта Штер, она потом приобретет собственный дом на Гороховой улице.
Магазин, торговавший молочными продуктами содержала в этом доме семейная фирма Сумаковых, Илларион Алексеевич с сыновьями Федором, Александром и Михаилом. У них было более десятка магазинов на центральных улицах столицы.
Находилась в этом доме мастерская крупного петербургского ювелира Карла Карловича Бланка. Уроженец Гельсиг-нфорса, сохранявший гражданство Финляндии, Карл Бланк еще в 1885 году открыл мастерскую золотых дел на Гороховой улице (дом 36), затем его мастерская была в Зимином переулке. Бланк сотрудничал с фирмой Фаберже, получил почетную должность оценщика Кабинета ЕИВ.
Пожалуй, самое известное предприятие, размещавшееся в этом доме, — аптека Пеля. В 1858 году аптекарь Василий Пель открыл аптеку на 7-й линии Васильевского острова. Его дело продолжили сыновья доктор химических наук Александр Васильевич, руководивший химической лабораторией, и Оскар Васильевич, живший в доме 24 по Гороховой улице и содержавший в этом же доме аптеку. Они основали торговую фирму «Пель профессор, доктор и сыновья». В 1909 году фирма была преобразована А. В. Пелем с сыновьями в торговый дом по торговле аптекарскими товарами. В 1888-1894 годах владелицы дома — дочери Е.И. Шуваловой Е. Барятинская и М. Голицына. В 1897 году дом принадлежал знаменитому
126
•спичечному королю» Василию Андреевичу Лапшину. В. Лапши п организовал у себя на родине в Новгородской губернии производство так называемых «шведских» безопасных спичек. И 1910-х годах акционерное общество «В. А. Лапшин» выпускало в день три миллиона коробок. В Петербурге Лапшину принадлежало несколько домов.
В Путеводителе по Ленинграду 1931 года указана в доме N" 2А аптека им. Плеханова. И сегодня в доме работает аптека, принадлежащая фирме «Петрофарм». В помещении аптеки го хранились старинные шкафы и прилавки из дерева, с ко-юрыми не сочетаются современные витрины, приделанные к старым прилавкам. Над дверью в парадную сохранилась надпись на стекле «Аптека».
До недавнего времени характерной чертой Петербурга Пыла традиционность. Дома и торговые учреждения меняли « моих владельцев, но десятилетиями аптеки, булочные, любимые жителями города кафе оставались на своих местах. Хотелось бы сохранить эту традицию и в будущем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий