Казанская улица дом 45 - После перестройки архитектором А.Х. Пелем дом на углуКазанская улица дом 43 улицы и Вознесенского проспекта стал четырех-щ hi ж ным, фасады дома были оштукатурены, отделаны тонким |»\ч !ом, украшены поясками и карнизом с лепными модульо-MtiMM, Окна обрамлены наличниками, над окнами 3-го этажа in мнились сандрики. Дом был буквально набит арендаторами, «и державшими полный набор торговых заведений: булочная, (ИмГшеиая, мясная, табачная лавки, косметический магазин, мужского белья, часовая мастерская, портерная, винный погреб. Прусский подданный Альберт Детроа с женой I Ммч)й Петровной содержали здесь кухмистерскую. Члены ннриш «Народная воля» для передачи друг другу каких-то Щйестий, документов, нелегальной литературы пользовались рАолмними кафе, кондитерскими. Одним из мест таких тайны % встреч была кухмистерская Детроа.
По наибольшую известность получила открытая в этом цмме Г Макошиным гостиница. Она занимала 10 квартир, ЩI нимпаты в угловой части дома. И предприимчивый хозяин ц hi привлечения постояльцев, надеясь на сохранившуюся у
петербуржцев память о гостинице купца Варварина, назвал свою гостиницу «Варваринская». По словам Анны Григорьевны Достоевской в романе «Преступление и наказание» дом, где купец Юшин содержал «два этажа под нумерами», имелся в виду именно дом на углу Вознесенского проспекта.
Одним из постояльцев гостиницы был Лев Николаевич Толстой. В дневнике 10 ноября 1856 года он записал: «Нн шел квартиру. Завтра переехать». Это был не первое поее* щение столицы. В предыдущие приезды он вошел в круг не тербургских литераторов, в числе которых были уже тогди широко известные И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчеи, И. А. Гончаров, А.Ф. Писемский и другие. Толстой тогда уже ill* писал повесть «Казаки» и заканчивал свою автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». По свежим мне чатлениям он писал «Севастопольские рассказы». Его проимие* дения встречены были с большим интересом, его талант признан Но он носил еще военный мундир и очень бы хотел его снять,
.п по время начинается подготовка к реформе 1861 года, и вопрос об освобождении крестьян очень интересует Толсто-III И мае 1856 года он приехал в Ясную Поляну, там заканчивает «Юность». I ноября он приехал в Петербург. Квар-\щп\, о которой он пишет в дневнике, это И и шпица в доме Блюмера.
Н первые же дни он узнает неприятную новость, о чем сообщает в письме соседке по имению: «С самого моего нрнпдл мне во всем неудачи и досады. Оказывается, что я под при смотром тайной полиции, здоровье скверное, книги плохо н iv !..> Толстой получает приказание явиться к начальству для мГм.мснений. Прикомандирован он был к Ракетному заведении I, изготовлявшему артиллерийские снаряды для Морского иодомства и Кавказского корпуса, и подчинялось оно командующему российской артиллерией — генерал-фельдцейх-мИЬ геру, каковым состоял тогда младший сын Николая I моли кий князь Михаил Николаевич. Толстой должен был впиться к помощнику начальника штаба фельдцейхмейстера и iii pjuiy А. А. Якимаху для объяснений. До начальства дошла тминенная Толстым севастопольская песня о сражении на Чррной речке, проигранном из-за бездарности командования, Мной из которой стали широко известны:
Собирались на советы Все большие эполеты. Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом листу. Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить.
Кто то сообщил, что Толстой не только сочинил песню, и»» н распространял среди солдат. Однако Якимах сам
Черной речке вместе с Толстым, возможно, поэтому, он делу хода не дал.
Толстой уже не в первый раз подает прошение об отставке. А пока он пишет брату: «Мне все неудача с моего отъезда, никого нет здесь, кого я люблю». В Петербурге нет Тургенева, Некрасова.
Зато Толстой встречается со своим родственником, поэтом Алексеем Толстым, который приглашает его к себе на завтрак в квартиру на Михайловской площади. У него Лев Толстой знакомится с двоюродным братом Алексея Константиновича Алексеем Жемчужниковым. А. Толстой и братья Жемчуж-никовы — авторы сатирического образа Козьмы Пруткова, и Лев Толстой напишет в своем дневнике после знакомства (3 ними: «Прутковщина».
Сам Толстой работает над повестью «Утро помещика», готовит к печати «Юность». Она будет напечатана в 1-м номере «Современника» за 1857 год.
В гостиницу к Толстому приходил Николай Чернышей» ский. Они говорили о литературе. Но не только литература занимает Льва Толстого, он принимает участие в хлопотах об освобождении Михаила Бакунина, находящегося в заключе* нии уже 7 лет.
Находясь в Петербурге, Толстой не мог не побывать и итальянской опере и французской драме. Новый 1857 год ом встречал у Алексея Аркадьевича Столыпина. Знакомство г ним привлекло Толстого тем, что Монго-Столыпин — дру! Лермонтова.
3 января 1857 года после долгих хлопот Толстой получил разрешение выехать за границу. 12 января он уехал из Петер бурга.
Несмотря на то что дома имеют самостоятельные номе ра, они составляли единое владение. От Федора Каспароии ча Блюмера их унаследовал его сын Николай Федорович В 1858 году он закладывает свое имущество, в 1866 году не резакладывает. Интересно, что доверенность, выданная им ihi этому случаю, засвидетельствована в Карлсруэ Российский
миссией при Баденском дворе по-видимому, Николай Блюмер I семейством длительное время находился за границей, где и умер. В следующем году дома перешли к его вдове Анне-
I нитерине и детям Вере, Каспару и Максимилиану. Они не смогли выплатить долг и в 1881 году продали дома вдове Поручика Екатерине Ивановне Рахмановой. У нее не нашлось ну кной суммы для оплаты покупки, и в 1882 году Рахманова кипит 130000 рублей удочери Блюмера Веры Николаевны.
pc.i (> лет имущество Е. И. Рахмановой было назначено к «родаже, и приобрел его муж Веры Николаевны по дове-н иноети своей жены. Следующие 18 лет владелицей домов
II 13 но всех табелях записана Вера Николаевна, графиня де i| нища-Саворньян.
Фимилия, которую Вера Николаевна приобрела в заму-мч I не, требует особого объяснения. В Адриатическом море у k'pci a Балканского полуострова расположен остров Брач, за-е н нный издавна балканскими славянами. Остров долгое вре-|н принадлежал Италии, и слово «Брач» было переиначено на ftt чьинекий манер в «Брацца». Так появилась фамилия грант Працца, владетелей и правителей этого острова. Потомки им о рода перебрались в Италию, и одна из ветвей, очевидно, продлилась с французами, откуда появилась вторая часть фа-1НИИ ( анорньян. Графы ди Брацца Саворньян были правители и городе Удине. У одного из них — графа Асканио, было § ы но ней. В 1852 в его доме в Риме родился младший сын про IIлоло. Он поступил учиться в Навигационную школу, ? окончании которой служил на корабле и принял участие во )|ин!КО прусской войне. Став гражданином Франции, он при-н и мм 11|>ер-Поль-Франсуа-Камий Саворньян де Бразза, тем Miee что итальянское «Брацца» по-французски не звучит. По ынню Министерства морского флота он совершил первую мн пи и по в Африку, а в 1878 году убедил французское праймы тио поддержать материально его вторую экспедицию, мреми которой он обследовал правый берег реки Конго. По ному берегу в это же время двигалась экспедиция во главе с гршиищем Генри Стэнли. И каково же было разочарование
УСтэнли, когда, подойдя к реке Конго, он увидел на другом берегу французский флаг. Бразза уже успел договориться с Макоко, вождем племени батеке, о передаче значительной территории Франции. Французы построили миссию в деревне] где было всего 17 хижин. Эту миссию назвали его именем -Бразза. Так был основан Браззавиль, столица Республики Конго. Пьер Бразза в 1886-1897 годах был генеральным ков* сулом французского Конго.
За старшего брата Пьера Бразза и вышла замуж Вера И и колаевна Блюмер. Об этом свидетельствует сохранившийся в архиве документ — доверенность, которую Вера-Джира.л г» дина, как ее называли в Италии, выдала своему мужу ДЛИ покупки домов в Петербурге. Мы приводим его не полностью «В царствование Его Величества Гумберта I Божиею Мич лостию и волею народа, короля Италии в Удине, во дворце Графов Брацца... 1886 года, сегодня, во вторник 26 дня, <,J лично явилась Графиня Вера Джиральдина де Блюмер, уме р шего Николая дочь, родившаяся в Петербурге, жительству» ющая в Риме, владелица недвижимой собственности, <„■ которая заявила что она желает определить и назначить <,Л своим общим доверенным мужа своего Графа Филиппа ли Брацца-Саворньян-Чернеу, умершего Асканья сына Свидетелем подписался российский консул М. Бакунин. Не роятно, Модест Модестович — очень дальний родственнии Михаила Бакунина.
При покупке дома №41-43, сохранив отдельные номера были соединены в единое владение. Ходатайство об этом ж и писал известный петербургский нотариус Константин Феди рович Рерих. Он же хлопотал об отсрочке выплаты долга.
В 1890-х годах три раза в различных частях домов при исходили пожары, правда, небольшие, и каждый раз владм лица получала возмещение от страхового общества. Но до If кредитному обществу так и не был выплачен, и в 1905 киу имущество графини В. Н. ди Брацца Саворньян купил iieiep бургский купец Алексей Корнилович Корнилов с переполни долга.
В доме Корнилова по-прежнему действовала гостиница Ммкошина, и размещались различные торговые заведения. От пожара А. Корнилов застраховал свое имущество в страховом обществе «Россия», которое возобновило договор с ним в последний раз 17/30 марта 1918 года.
Мы пересекаем еще одну магистраль, играющую важную роль в планировке Петербурга, третий луч, отходящий от Адмиралтейства, — Вознесенский проспект. Решением Комиссии и < а и к г-Петербургском строении в 1738 году было установило именовать «Третью прешпективую, которая к Синему мосту и мимо церкви Вознесения Господня, Вознесенскою Мрешпективою». В 1923 году проспекту было присвоено имя политработника 4-й армии, погибшего в 1919 году. В 1991 году проспекту возвращено историческое название.
По наибольшую известность получила открытая в этом цмме Г Макошиным гостиница. Она занимала 10 квартир, ЩI нимпаты в угловой части дома. И предприимчивый хозяин ц hi привлечения постояльцев, надеясь на сохранившуюся у
петербуржцев память о гостинице купца Варварина, назвал свою гостиницу «Варваринская». По словам Анны Григорьевны Достоевской в романе «Преступление и наказание» дом, где купец Юшин содержал «два этажа под нумерами», имелся в виду именно дом на углу Вознесенского проспекта.
Одним из постояльцев гостиницы был Лев Николаевич Толстой. В дневнике 10 ноября 1856 года он записал: «Нн шел квартиру. Завтра переехать». Это был не первое поее* щение столицы. В предыдущие приезды он вошел в круг не тербургских литераторов, в числе которых были уже тогди широко известные И. С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчеи, И. А. Гончаров, А.Ф. Писемский и другие. Толстой тогда уже ill* писал повесть «Казаки» и заканчивал свою автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». По свежим мне чатлениям он писал «Севастопольские рассказы». Его проимие* дения встречены были с большим интересом, его талант признан Но он носил еще военный мундир и очень бы хотел его снять,
.п по время начинается подготовка к реформе 1861 года, и вопрос об освобождении крестьян очень интересует Толсто-III И мае 1856 года он приехал в Ясную Поляну, там заканчивает «Юность». I ноября он приехал в Петербург. Квар-\щп\, о которой он пишет в дневнике, это И и шпица в доме Блюмера.
Н первые же дни он узнает неприятную новость, о чем сообщает в письме соседке по имению: «С самого моего нрнпдл мне во всем неудачи и досады. Оказывается, что я под при смотром тайной полиции, здоровье скверное, книги плохо н iv !..> Толстой получает приказание явиться к начальству для мГм.мснений. Прикомандирован он был к Ракетному заведении I, изготовлявшему артиллерийские снаряды для Морского иодомства и Кавказского корпуса, и подчинялось оно командующему российской артиллерией — генерал-фельдцейх-мИЬ геру, каковым состоял тогда младший сын Николая I моли кий князь Михаил Николаевич. Толстой должен был впиться к помощнику начальника штаба фельдцейхмейстера и iii pjuiy А. А. Якимаху для объяснений. До начальства дошла тминенная Толстым севастопольская песня о сражении на Чррной речке, проигранном из-за бездарности командования, Мной из которой стали широко известны:
Собирались на советы Все большие эполеты. Долго думали, гадали, Топографы все писали На большом листу. Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить.
Кто то сообщил, что Толстой не только сочинил песню, и»» н распространял среди солдат. Однако Якимах сам
Черной речке вместе с Толстым, возможно, поэтому, он делу хода не дал.
Толстой уже не в первый раз подает прошение об отставке. А пока он пишет брату: «Мне все неудача с моего отъезда, никого нет здесь, кого я люблю». В Петербурге нет Тургенева, Некрасова.
Зато Толстой встречается со своим родственником, поэтом Алексеем Толстым, который приглашает его к себе на завтрак в квартиру на Михайловской площади. У него Лев Толстой знакомится с двоюродным братом Алексея Константиновича Алексеем Жемчужниковым. А. Толстой и братья Жемчуж-никовы — авторы сатирического образа Козьмы Пруткова, и Лев Толстой напишет в своем дневнике после знакомства (3 ними: «Прутковщина».
Сам Толстой работает над повестью «Утро помещика», готовит к печати «Юность». Она будет напечатана в 1-м номере «Современника» за 1857 год.
В гостиницу к Толстому приходил Николай Чернышей» ский. Они говорили о литературе. Но не только литература занимает Льва Толстого, он принимает участие в хлопотах об освобождении Михаила Бакунина, находящегося в заключе* нии уже 7 лет.
Находясь в Петербурге, Толстой не мог не побывать и итальянской опере и французской драме. Новый 1857 год ом встречал у Алексея Аркадьевича Столыпина. Знакомство г ним привлекло Толстого тем, что Монго-Столыпин — дру! Лермонтова.
3 января 1857 года после долгих хлопот Толстой получил разрешение выехать за границу. 12 января он уехал из Петер бурга.
Несмотря на то что дома имеют самостоятельные номе ра, они составляли единое владение. От Федора Каспароии ча Блюмера их унаследовал его сын Николай Федорович В 1858 году он закладывает свое имущество, в 1866 году не резакладывает. Интересно, что доверенность, выданная им ihi этому случаю, засвидетельствована в Карлсруэ Российский
миссией при Баденском дворе по-видимому, Николай Блюмер I семейством длительное время находился за границей, где и умер. В следующем году дома перешли к его вдове Анне-
I нитерине и детям Вере, Каспару и Максимилиану. Они не смогли выплатить долг и в 1881 году продали дома вдове Поручика Екатерине Ивановне Рахмановой. У нее не нашлось ну кной суммы для оплаты покупки, и в 1882 году Рахманова кипит 130000 рублей удочери Блюмера Веры Николаевны.
pc.i (> лет имущество Е. И. Рахмановой было назначено к «родаже, и приобрел его муж Веры Николаевны по дове-н иноети своей жены. Следующие 18 лет владелицей домов
II 13 но всех табелях записана Вера Николаевна, графиня де i| нища-Саворньян.
Фимилия, которую Вера Николаевна приобрела в заму-мч I не, требует особого объяснения. В Адриатическом море у k'pci a Балканского полуострова расположен остров Брач, за-е н нный издавна балканскими славянами. Остров долгое вре-|н принадлежал Италии, и слово «Брач» было переиначено на ftt чьинекий манер в «Брацца». Так появилась фамилия грант Працца, владетелей и правителей этого острова. Потомки им о рода перебрались в Италию, и одна из ветвей, очевидно, продлилась с французами, откуда появилась вторая часть фа-1НИИ ( анорньян. Графы ди Брацца Саворньян были правители и городе Удине. У одного из них — графа Асканио, было § ы но ней. В 1852 в его доме в Риме родился младший сын про IIлоло. Он поступил учиться в Навигационную школу, ? окончании которой служил на корабле и принял участие во )|ин!КО прусской войне. Став гражданином Франции, он при-н и мм 11|>ер-Поль-Франсуа-Камий Саворньян де Бразза, тем Miee что итальянское «Брацца» по-французски не звучит. По ынню Министерства морского флота он совершил первую мн пи и по в Африку, а в 1878 году убедил французское праймы тио поддержать материально его вторую экспедицию, мреми которой он обследовал правый берег реки Конго. По ному берегу в это же время двигалась экспедиция во главе с гршиищем Генри Стэнли. И каково же было разочарование
УСтэнли, когда, подойдя к реке Конго, он увидел на другом берегу французский флаг. Бразза уже успел договориться с Макоко, вождем племени батеке, о передаче значительной территории Франции. Французы построили миссию в деревне] где было всего 17 хижин. Эту миссию назвали его именем -Бразза. Так был основан Браззавиль, столица Республики Конго. Пьер Бразза в 1886-1897 годах был генеральным ков* сулом французского Конго.
За старшего брата Пьера Бразза и вышла замуж Вера И и колаевна Блюмер. Об этом свидетельствует сохранившийся в архиве документ — доверенность, которую Вера-Джира.л г» дина, как ее называли в Италии, выдала своему мужу ДЛИ покупки домов в Петербурге. Мы приводим его не полностью «В царствование Его Величества Гумберта I Божиею Мич лостию и волею народа, короля Италии в Удине, во дворце Графов Брацца... 1886 года, сегодня, во вторник 26 дня, <,J лично явилась Графиня Вера Джиральдина де Блюмер, уме р шего Николая дочь, родившаяся в Петербурге, жительству» ющая в Риме, владелица недвижимой собственности, <„■ которая заявила что она желает определить и назначить <,Л своим общим доверенным мужа своего Графа Филиппа ли Брацца-Саворньян-Чернеу, умершего Асканья сына Свидетелем подписался российский консул М. Бакунин. Не роятно, Модест Модестович — очень дальний родственнии Михаила Бакунина.
При покупке дома №41-43, сохранив отдельные номера были соединены в единое владение. Ходатайство об этом ж и писал известный петербургский нотариус Константин Феди рович Рерих. Он же хлопотал об отсрочке выплаты долга.
В 1890-х годах три раза в различных частях домов при исходили пожары, правда, небольшие, и каждый раз владм лица получала возмещение от страхового общества. Но до If кредитному обществу так и не был выплачен, и в 1905 киу имущество графини В. Н. ди Брацца Саворньян купил iieiep бургский купец Алексей Корнилович Корнилов с переполни долга.
В доме Корнилова по-прежнему действовала гостиница Ммкошина, и размещались различные торговые заведения. От пожара А. Корнилов застраховал свое имущество в страховом обществе «Россия», которое возобновило договор с ним в последний раз 17/30 марта 1918 года.
Мы пересекаем еще одну магистраль, играющую важную роль в планировке Петербурга, третий луч, отходящий от Адмиралтейства, — Вознесенский проспект. Решением Комиссии и < а и к г-Петербургском строении в 1738 году было установило именовать «Третью прешпективую, которая к Синему мосту и мимо церкви Вознесения Господня, Вознесенскою Мрешпективою». В 1923 году проспекту было присвоено имя политработника 4-й армии, погибшего в 1919 году. В 1991 году проспекту возвращено историческое название.
Комментариев нет:
Отправить комментарий