среда, 20 апреля 2011 г.

Казанская улица дом 21

Казанская улица дом 21 - Дом №21/25 Угловой трехэтажный дом сохраняет облик, характерный им первой трети XIX века: гладкие стены, прямоугольные окна, более высокие на втором этаже, считавшемся парадным, над ними чередуются прямые и треугольные сандрики, типичные для классической архитектуры. Венчает здание выступающий карниз простого рисунка, над крышей поднимаются  печные трубы.

Усадьба Мусина-Пушкина, перешедшая к Трубецкому, как н соседние, доходила до нынешней Казанской улицы, и точно ни* же от нее отрезались и продавались части. Кому в 1760-х и max был продан участок дома №21, сведений нет, но в 1774 мщу па этом месте находился двор мясного цеха шлахтера < Sc hlnchter по-немецки мясник. - Авт.) Федота Матиаса.

И 1785-1786 годах в книгу петербургских домовладель-игн ааиисан обер-секретарь Сената статский советник Иван Мйгильсвич Яворский (Еворский). Дом его был на каменном in нонании с деревянным верхом. От него и остался существующий доныне 1-й этаж.

И 1799 году появляется имя нового владельца — это куз-нгчныи мастер Иоган (Богдан) Швидерский. Затем дом принадлежал, по-видимому, его сыну сенатскому секретарю Ивану Пи анониму Швидерскому. В 1809 году в доме Швидерского ми надворный советник в отставке Федор Яковлевич Алонуг

В том же году сразу два петербургских мещанина Архип Демидов и Елисей Эгоров содержали здесь кухмистерские столы. Сестра Швидерского Вера Герасимовна (почему-то не Ивановна) была замужем за коллежским асессором Фомой Христофоровичем Крамером. В табели 1806 года они записаны как наследники Швидерского. В 1810 году в этом доме снимал квартиру «прибывший иностранец, знающий французский, немецкий, английский», который искал место гувернера. В объявлении в «Санкт-Петербургских ведомостях» об этом иностранце дом назван по-прежнему домом Швидерского. В 1816 году Крамер и его жена продали дом «вольному аптекарю» Карлу Ивановичу Штрауху.

Собственно, Карл Штраух был владельцем дома, а известную в городе аптеку содержал его сын Александр-Август. Помимо аптеки в доме Штрауха в 1830-е годы находилось Фармацевтическое общество с библиотекой.
11сходилось в доме Штрауха и заведение, вероятно, примыкавшее особое внимание не особенно богатых петербург-

I    них модниц. В 1825 году владелица этого заведения Юлианна Пульс извещала о том, что у нее «...продаются всякого рода мг 'пппочих цветов локоны, а также делаются шелковые снурки, мм in, пуговицы, обшивки на дамское платье, <...> моются и приготовляются всякого рода вязаные изделия». Здесь же де-•Ш'Шгь «итальянские шляпы и перья для дамских туалетов».

11 1833 году в этом доме было открыто одно из первых в

II    е гербу pre почтовых отделений под № 9.

По адресному справочнику 1854 года в доме Штрауха ими специалисты иного рода, братья Бриф: Август — лини раф и резной мастер, Фердинанд — литограф, Михаил — фанер. Снимали помещение жестяных и газовых дел мастер Грел ль, художник В. А. Шульц, булочник Иоганн Брандт и и мор санкт-петербургского университета Г. Ф. Бишоп.

И 1867-1868 годах жильцами дома были представители гоже различных профессий — фельдшер Осип Лукритц, ммгкий портной Иван Лизеке, скорняжный мастер Филипп lotншльк, механик Самуил Вульфсон.

Умер К. И. Штраух 18 апреля 1872 года, как записано в ми!летельстве о смерти, «в 4 j часов полудни от изнеможении сил». Перед смертью он завещал дом не сыну, а внукам Мингандру, Фридриху и внучкам Шарлотте Александровне 1\рн х, жене учителя со званием надворного советника, и Луизе А м ы апдровне Рерберг, жене доктора медицины. Наследники пы hi обязаны платить своему отцу аптекарю Александру-Ав-I iv пожизненно 1200 талеров или рублей, смотря по тому, i и он будет жить. В 1872 году наследники хотели произвести и* pn I ройку существовавшего трехэтажного дома. Архитектор И Г Ки гиер составил проект надстройки четвертого этажа, ни ип не был реализован.

До конца XIX века дом принадлежал членам семейства IIItpayх. Александр Александрович Штраух (1832-1893) — н ним I иый ученый, зоолог, доктор наук, академик — секретарь  наук. Его брат Фридрих-Христиан Штраух оставался прусским подданным. В 1884 году по его духовному завещанию дом перешел к его совладельцам. Александр Александрович умер в 1893 году, похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Владельцами дома стали сестры Луиза Рерберг и Шарлотта Крих и представители уже 4-го поколения семьи прусский подданный Генрих-Александр Фридрихович Рерберг и студент дерптского университета Филипп Александрович Штраух.

Из всех владельцев жили в доме на Гороховой Шарлотта Крих и ее муж. В 1872 году здесь снимали квартиры живописец Петров, фортепианный мастер Петр Андреевич Адриан. 15 комнат занимало трактирное заведение Тимофеева. Были в доме магазин готового платья Далматова и магазин белья Флорана, находившийся ранее на Гороховой улице.

Фруктово-бакалейный магазин принадлежал семейству Латыниных. В 1832 году старообрядец Иван Степанович Латынин открыл свой первый магазин на Караванной улице, в 1880-х годах он — домовладелец, выборный от купеческого сословия в Городской думе, член советов Волковской и Казанской богаделен, хозяин нескольких магазинов, учредитель торгового дома «Иван Латынин и сыновья».

В октябре 1882 года в кухне трактирного заведения произошел пожар. Но убытки составили небольшую сумму в 100 рублей, и вскоре повреждения были устранены. В 1887 году гражданский инженер П. Трифонов произвел ремонт и небольшие перестройки в лицевом доме.

В 1910-х годах в доме находились оружейная мастерская с магазином и мастерская по изготовлению футляров для золотых и серебряных вещей.

В нижнем этаже, явно построенном в XVIII веке, о заведениях, находившихся здесь когда-то, напоминает надпись «Трактиръ».

Комментариев нет:

Отправить комментарий