понедельник, 18 апреля 2011 г.

Казанская улица дом 10

Казанская улица дом 10 отмечен памятной доской с надписью «В этом доме родился в 1865 году и жил по 1928 год выдающийся композитор и музыкальный деятель Александр Константинович Глазунов».

Этот дом принадлежал отцу композитора Константину Ильичу Глазунову, но был им куплен позднее, чем упоминавшиеся дома Глазуновых № 6 и 8.

История его начинается с 1730-х годов. В 1738 году резчик Адмиралтейского ведомства Григорий Федоров сын Татаринов продал свой двор «за Мьею-рекой в 1-й Переведенской улице» Андрею Филипову сыну Филипову, придворному фурейтору
(наверное, форейтор, с немецкого языка, верховой, сидящий на одной из передних лошадей в упряжке четверней или шестерней. — Авт.). В 1742 году уже новый владелец (также придворный служитель — поваренный ученик Артемей Спиридонов) продал участок петербургскому купцу Икиму Филиповичу Федюкову, сын которого Андрей Якимович несколько раз закладывал дом, по все же выкупал, и только уже его сын Степан Андреевич Фе-дюков в 1787 году продал каменный дом с деревянными строениеми во дворе купцу Семену Савельевичу Лаврову. Следующими владельцами более пятидесяти лет были купцы: Иван Петров и его наследники, Петр Одуевцев и затем Иоганн-Эрнест Данишевский и его сын Эрнест Иванович.

С 1854 года владельцем дома стал Константин Ильич Глазунов. В 1875-1876 годах академик архитектуры Густав Барч, на ;)тот раз совместно с Василием Константиновичем Кенелем, перестроил дом Глазунова, полностью измененив отделку фасада. Все четыре этажа здания оформлены поперечным рустом, на правом краю 3-го этажа появился эркер. На первом л аже дверные и оконные проемы не имеют обрамления, на нерхних этажах наличники дополняют замковые камни или сандрики. Пояски с узорной лепкой тянутся между 2-м и 3-м ; п ажом и под карнизом. Светлые детали выделяются на фоне основного цвета стен и все вместе создает облик жилого дома с комфортабельными квартирами.

Как во всяком доходном доме, здесь сдавались квартиры и помещения для мастерских и магазинов. В 1870-х годах в доме Глазунова был чайный магазин «Корещенко», находившийся наверняка на 1-м этаже лицевой части дома. Однако на
обширном дворовом пространстве домов №8 и №10 находились четырехэтажные и пятиэтажные флигели, помещения в которых занимали различные предприятия. Прежде всего типография, принадлежавшая самим Глазуновым. Она была основана еще в 1803 году, в 1862 году ее дополнила словолитня, к которой работали 4 скоропечатные машины, 4 ручные и грудились 75 рабочих.Некоторые из работников типографии жили в домах Глазуновых. Так, в 1867-1868 годах в квартире №76 одного из дворовых флигелей жил наборщик Алексей Петрович Леонов.

В этом доме в 1862 Ф. Бинч создал предприятие, названное в объявлениях фабрикой, выпускавшее железные умы-мальные столы, цинковые ванны, вентиляторы, маслобойни, гадки и клетки для птиц.
казанская ул 10 санкт петербург

Сам владелец Константин Ильич Глазунов с семьей занимал в своих домах квартиру из 16 комнат, для чего на третьем п аже была пробита стенка между зданиями. С этой квартирой снизана жизнь его сына — крупнейшего русского композитора Александра Константиновича Глазунова.

Родился Александр Глазунов еще в старом трехэтажном доме, когда дом перестраивался, ему было 10 лет. В это время он уже занимался музыкой. Этому способствовало то, что родители были музыкальны. Константин Ильич сам играл на рояле и на скрипке, его жена Елена Павловна — хорошая пианистка. С 9 лет Александр начал занятия на фортепиано у II, Г Холодковской. Глазунов вспоминал: «В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал до мельчайших подробностей то, что слышал раньше». В 13 лет он играл уже tie только на фортепиано, но и на скрипке и виолончели. До 12 /ют общее образование было домашним, а в 1877-1883 годах он учился во 2-м петербургском реальном училище. В это и рем я Елена Павловна пригласила заниматься с Александром композиторов из круга «Могучей кучки» Милия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Dials'мои рано начал сочинять музыку. В 1882 году в Дворянском «обрании прозвучала «Первая симфония» семнадцатилетнего композитора, имевшая большой успех. О сочинении Глазуно-иа иысоко отозвались П. И. Чайковский, В. В. Стасов. В 1884 I < >ду Глазунов отправился в путешествие по Европе. В Герма-н и и произошло его знакомство с Ференцем Листом. После
Тынянова была удачливой, он стал знаменитым. Ему дали новую квартиру на улице Плеханова, недалеко от Казанского собора.... Улица тихая, темная, квартира старая петербургская — большая и тоже темная. Из окна кабинета было видно, как рано зажигают желтое электричество в других петербургских квартирах...Тынянов с огнем сидел долго, он работал над Пушкиным...» Писал Тынянов роман с увлечением, но работать ему становилось все труднее. У него начала развиваться неизлечимая болезнь — рассеянный склероз, мешавшая ему передвигаться. Помогал Тынянову Ираклий Андронников, по просьбе Юрия Николаевича он искал материалы в архивах, в библиотеках.

Когда началась Великая Отечественная война, Тынянову предложили эвакуироваться. В августе 1941 года его отправили в Ярославль. В связи с ухудшением здоровья в апреле 1943 года Юрия Николаевича перевезли в Москву в Кремлевскую больницу, где он скончался.

Квартира, где жил Ю. Н. Тынянов связана еще с одним интересным именем — в 1960-е годы здесь жил Владимир Григорьевич Адмони, лингвист, переводчик, литературовед.

Его отец, видный юрист Григорий Яковлевич, носил двойную фамилию — Адмони-Красный, но не следуя революционной моде 1920-х годов называть все «красным», а просто перевел фамилию «Адмони» с древнееврейского языка, на котором это и означает «красный». Двойную фамилию он передал своим сыновьям — композитору Иоганну Григорьевичу и филологу Владимиру Григорьевичу.

Владимир Адмони в 1930 году окончил отделение иностранных языков Ленинградского педагогического института им. Герцена, после чего занимался преподавательской работой. Основная сфера его интересов — немецкий язык, немецкая и скандинавская литература, он переводил Г. Ибсена, Б. Бьерн-сона. В 1941-1942 годах его блестящее знание немецкого языка использовалось Политуправлением Ленинградского фронта для создания агитационных антифашистских материалов. В 1942 году после первой голодной блокадной зимы Адмони
был эвакуирован в Ташкент, а по возвращении в Ленинград снова занялся преподавательской деятельностью в 1-м Ленинградском педагогическом институте, будучи уже профессором, доктором наук. В конце 1940-х годов во время борьбы с так называемым космополитизмом около двух лет Владимир Гри-горьевич не работал, но затем снова вернулся в институт им. Герцена, где возглавил кафедру германской филологии.

В 1964 году В. Г. Адмони выступал свидетелем на суде по делу Иосифа Бродского, пытаясь защитить право поэта пшбодно заниматься творчеством. Сам Владимир Григорь-14!ич выпустил несколько поэтических сборников, в одном и,| которых в четырех строках как бы подвел итог своей жизни:

Я не был сослан, я не был Зеком.

Я просто жил на острие ножа,

Своею жизнью мало дорожа.

И, кажется, остался человеком.

(Совместно с женой Тамарой Исааковной Сильман, также профессором педагогического института им. Герцена, он написал мемуары под названием «Мы вспоминаем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий